Лукин Макар Михайлович

Герой Соц.Труда
Лукин Макар Михайлович - директор авиамоторостроительного завода № 16 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы.Родился 14 мая 1905 года в городе Новочеркасске области Войска Донского, ныне в Ростовской области. Из рабочих. Русский. С 1920 года работал в автомобильных мастерских Кавказского фронта Красной Армии, с 1920 года - на заводах и стройках Новочерскасска. С 1930 года - на учёбе. Член ВКП(б).В 1935 году окончил Новочеркасский индустриальный институт. С 1935 года работал мастером цеха механической обработки, начальником группы, главным механиком Воронежского моторного завода № 16. С сентября 1937 года - директор этого завода, одного из крупнейших предприятий СССР по выпуску авиационных двигателей.С 1939 года - начальник 1-го и 3-го Главных управлений Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. С 1940 года - директор Запорожского моторного завода № 29 имени П.И. Баранова. С началом Великой Отечественной войны руководил эвакуацией завода в Омск, его развёртыванием на новом месте и восстановлением производства. В ноябре 1941 года завод приступил к выпуску продукции в Омске, несмотря на труднейшие условия труда и быта рабочих.В мае 1942 года назначен директором Казанского авиамоторного завода № 16. Получил задачу вывести завод из хронически невыполняющих план в передовые и выполнил её уже в 1943 году. Был жёстким руководителем, требовал от подчинённых работы "на износ", но и сам трудился точно так же. Внедрил на заводе поточное производство целой серии авиационных двигателей (завод специализировался на производстве двигателей для бомбардировщиков "Пе-2"), ряд новых технологий изготовления и сборки авиадвигателей. На заводе работало специальное конструкторское бюро, которое уже в 1944 году начало разработку реактивных двигателей."За выдающиеся заслуги в деле организации и производства самолётов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечение ими Красной Армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны" в группе руководителей оборонной промышленности Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года генерал-майору инженерно-авиационной службы Лукину Макару Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1945 году находился в командировке в Германии, изучая организацию производства немецкого реактивного вооружения. С июля 1946 года работал в аппарате Министра авиационной промышленности СССР. С июля 1947 года - заместитель Министра авиационной промышленности СССР и начальник 8-го Главного управления Министерства (серийное производство реактивных двигателей).После смерти И.В. Сталина переведён с понижением в аппарат Госплана СССР. В 1958 году выдающийся хозяйственный руководитель и организатор производства вновь был возвращён в число руководителей авиационной отрасли СССР, будучи назначенным заместителем председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике. Работал на этом посту до самой кончины.Жил в Москве. Скончался 26 мая 1961 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.Депутат Верховного Совета СССР 2 созыва (1946 - 1950). Депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва (1938-1947). Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён пятью орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.Памятник установлен на территории Казанского моторостроительного производственного объединения в 2006 году. Мемориальные доски в честь Героя установлены на улице его имени в Казани и на здании Южно-Российского государственного технического университета (бывший Новочеркасский политехнический институт, в котором он учился) в Новочеркасске. Улица в Казани названа именем М.М. Лукина (1979).